Сопряжённые понятия (пары)

Сопряженные нравственные понятия взаимодействуют с мотивационной сферой, выступают важным
условием нравственного самоопределения личности и развития мотивов его нравственной деятельности.

Положиться и Возложиться


Если похвально благотворить друзьям,
То нет постыдного и в том, чтобы
Принимать помощь от друзей.

Плутарх.

Мы не поможем людям, делая за них
То, что они могли бы сделать сами.

Авраам Линкольн.

На какие бы мы не встали ходули,
Без своих ног не обойдемся.

Пьер Буаст.

На бога надейся, а сам не плошай!

Пословица

Помоги себе сам, и друзья тебя
Больше полюбят.

Джонатан Свифт.


В неорганизованном обществе труднее всего приходиться людям, которые действительно хотят быть личностями, хотят помочь людям и делают свою работу добросовестно. Они видят смысл в своей работе и отдают себя всецело делу, которому посвящают всю свою жизнь. Это ответственные политики, проявляющие заботу о своем народе, учителя, которые пытаются сделать людьми своих учеников, это врачи, военные, рабочие, да мало ли профессий, в которых люди действительно незаменимы. Они исполняют свой долг, независимо от того, как это делают их коллеги, это называется сознательностью. На таких людях, говорят, земля держится. Но очень трудно тащить на своих плечах всю работу и не видеть результатов своей деятельности, более того слышать осуждения в свою сторону от сослуживцев.

Мы разбираем пару сопряженных нравственных понятий ПОЛОЖИТЬСЯ И ВОЗЛОЖИТЬСЯ. Давайте найдем в них разницу. Ведь иногда стоит оказать помощь человеку, если он этого просит, но бывают случаи, когда люди пользуются нашей отзывчивостью, перекладывая на нас свои обязанности.

Почему человек взваливает на себя большую часть работы и позволяет бездельничать другим? В этом обязательно можно усмотреть корысть: либо он хочет угодить своему начальству, либо продвинуться по служебной лестнице и добиться большего, чем остальные, либо по легкомыслию, то есть он не задумывался, почему на нем «едут», и продолжает «везти» по инерции. Все три мотива эгоистичны. Но чем больше на человека складывают, тем тише он идет, и, в конце концов, спина может сломаться, и он упадет, и тогда со всех сторон посыплются осуждения. Вывод: сколько на себя ни взваливай никому не угодишь, более того мы своим покорством будем потворствовать чужому эгоизму. В нашем обществе все структуры замкнуты на себе. Нет никакого реального взаимодействия между ними. Наука, образование, производство, бизнес, правительство, средства массовой информации. Такая их эгоцентричность и является причиной всех проблем в обществе. Но всю ответственность каждый из органов перекладывает на плечи другого. Нужно сознательное взаимодействие структур, только тогда государство станет единым организмом.

Таким образом, эгоистичным является и возложение своих дел на других, и позволение людям перекладывать их обязанности на наши плечи.

Возьмем ситуацию, когда школьники списывают друг у друга уроки. Они считают, что можно не учить уроки, а полагаться на ответственных друзей, которые добросовестно делают домашние задания. Но на самом деле, ежедневно списывать, не значит полагаться. Ученик может положиться на своих товарищей в тот день, когда у него не было возможности приготовить уроки, по какой-нибудь уважительной причине. Например, он вынужден был помогать родителям и не смог сделать домашнее задание. В этом случае имеет смысл положиться на своих товарищей, ведь это будет разумнее, чем честно сказать учителю, что ты не готов. Во-первых, учитель в такой ситуации вынужден будет поставить двойку, ведь он должен одинаково относиться ко всем ученикам. Во-вторых, то что мы позволяем хотя бы однажды прийти не готовыми вызывает подозрение о нашей безответственности. То есть, честность будет разумной, если виден разумный результат проявления честности.

В логике, человек однажды проявив нечестность и увидев, что она нечестность оказалась более выгодна, чем честность может прийти к выводу, что врать также хорошо, как и говорить правду. В разумном мышлении мы должны рассмотреть каждый случай лжи в отдельности и четко определить, что является действительно ложью во благо, а что безнравственным проявлением лицемерия и изворотливости. То есть, любое понятие должно стать разумным, а для этого нужно приводить его к общему смыслу. Для этого мы и рассматриваем пары сопряженных нравственных понятий, которые помогают различать сознанию логичное и разумное.

Приведем другую ситуацию, где понятие ПОЛОЖИТЬСЯ мы будем путать с понятием ВОЗЛОЖИТЬСЯ. Возьмем детей, родители которых уже запланировали, где и кем будет работать в будущем их чадо. Полагаясь на своих родных, данные дети позволяют им проживать жизнь за них. Им уже не нужно самим ничего решать, и они возможно видят смысл в том, чтобы доверять свое будущее родителям, тем более, что это более выгодно, чем сопротивляться самим. То что общество в полной мере потворствует такому явлению, говорит о том, что в нем процветает способ реализации последующего поколения при помощи заслуг предыдущего. Однако это происходит от несознательности эгоистов родителей, которые уже много веков не могут договориться друг с другом, и создать такие условия, при которых дети смогут реализовываться сами. Каждый из родителей интуитивно понимает, что без помощи ребенку в жизни не пробиться, поэтому мы вынуждены бесконечно помогать именно нашим детям и горе тем, чьи родители ничем не могут помочь своим сыну или дочери.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Положиться

Оказать услугу Довериться, понадеяться

Возложиться

Передать обязанности Довериться, понадеяться

Из таблицы видно, что оказать услугу – это не значит переложить на себя обязанности. Но каждый раз, когда мы оказываем помощь кому-либо, мы перекладываем на себя какую-то часть его обязанностей. Здесь необходимо познать меру в своих действиях. Чем меньше мы будем перекладывать на себя обязанностей за других людей, лицемерно уверяя их, что действуем ради их же блага, тем больше мы будем оказывать им свою помощь. Например, представим двух братьев, один из которых имеет две работы, а другой не может найти ни одной. Первому придется давать второму деньги, чтобы тот не умер с голода, и впоследствии в ситуациях он будет осуждать второго брата, что он возлагается на него, что «сидит у него на шее», и ждать от него благодарности за оказываемые услуги и помощь.

Справедливо будет отдать вторую работу безработному брату, чтобы тот смог обеспечивать себя сам. Безработица оттого и процветает, что одни эгоисты берут на себя больше обязанностей и требуют за свое трудолюбие больше благ, лишая остальных людей возможности жить по-человечески. Социалистическое общество строилось именно по такому принципу. Основная идея была достаточно справедливой. Но она провалилась из-за эгоизма и тех, кто оказался у власти и тех, кто по какой-то причине не хотел этой власти подчиняться. Главные идеологи социализма должны были понять, что равенство касается всех одновременно и их в том числе, иначе оно не имеет смысла. Но любой человек стремится к превосходству над другими.

Тщеславие и высокомерие, как основа эгоизма лишают людей разума. Социализм, как строй разбился об эгоистические желания людей, которые думали, что они были лишены настоящей свободы. Капиталистический строй вообще лишает свободы. Когда все гоняются за обогащением, его трудно как добиться, так и сохранить. Но еще труднее в такой ситуации выжить, сохраняя человеческое лицо. Государство в капиталистической формации вместе со всеми эгоистами, из которых оно состоит, является самым беспомощным и вместе с тем самым жестоким звеном в обществе. Жестоким, потому что люди не могут положиться на него и вместе с тем должны платить налоги. Количество чиновников-эгоистов все время увеличивается, они имеют доступ ко всем видам ценностей, поэтому забирают на себя львиную долю благ, при этом высказывая недоумение по поводу того, что общество возмущено. Ведь людям дана полная свобода действий и мысли, они должны быть благодарны чиновникам за это. Управлять людьми в таких условиях невозможно. Государство вынуждено все время приспосабливаться к тем условиям, которые для них создают люди в обществе.

Таким образом, государство является лишь самым крупным и самым алчным капиталистом, который использует практически бесплатный труд своих рабочих, а именно учителей, врачей, милиционеров и солдат, то есть тех, кто зависит от государственного бюджета. Другие капиталисты оказываются намного сознательнее, чем государственные чиновники, которые большую часть бюджета делят между собой, при этом, стараясь как можно больше структур сбросить с бюджета. Общество, которое содержит такое государство, является несознательным и вообще не может считаться обществом. В нем каждый в своем контексте не осознает свои действия, не сопоставляет их с действиями других людей и общей целью, возлагаясь на других людей. Когда людьми управляют инстинкты, рефлексы и чувства, например, чувство голода, а не сознание ими легко управлять и их легко подавлять. Например, государство ради своих интересов устанавливает цены на хлеб, в результате чего, люди производящие хлеб, которые фактически кормят страну, оказываются за чертой бедности и лишаются уважения со стороны других людей. То есть, общество возлагается на них, как возлагается на учителей и врачей, которые, пребывая в своем контексте, не видят общей реальной картины отношений между людьми. Они считают возможным и разумным для себя полагаться на государство, вернее не могут логически решить для себя противоречие в сознании. Чтобы научить ребенка не возлагаться на других, а рассчитывать только на себя, необходимо сделать свободным от условий его сознание. Но, прежде всего, необходимо объяснить ему, что такое разумный выбор на простых примерах. Возьмем какую-нибудь бытовую ситуацию. Например, мы выбираем одежду для своего сына. Обычно родители стараются в первую очередь выбирать красивые вещи, чтобы они, во-первых, указывали на статус их ребенка. Мы разбирали понятия красота и роскошь и приходили к выводу, что красота относительна, если она не разумна. В первую очередь нужно смотреть на удобство и прочность вещи. Если вы, например, будете своему сыну с детства застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, он приучится возлагать на вас все свои дела. Тоже самое можно и сказать обо всех других контекстах. Каждый день помогать ребенку делать уроки, убирать за него в комнате и не вовлекать в домашний труд, значит посеять в его сознании зерна эгоизма. Когда зерна дадут всходы их уже трудно будет убрать из стереотипа, и практически невозможно вырвать эгоизм, когда корень его сидит прочно и глубоко.

Необходимо в этой части также разобрать ситуацию в семейных отношениях между мужчиной и женщиной. Мужчины прочно заложили в сознание себе и представительницам женского пола за двадцать веков взаимовыгодный стереотип о том, что мужское дело – добывать и защищать, а женское – хранить и воспитывать. Это заблуждение и предубеждение сформировало и у тех и у других искаженное представление друг о друге. Женщины в итоге возложили на мужчин обязанности добытчика и получили мужчину агрессора, а мужчины отстранились по большей части от воспитания детей. Самое разумное это не иметь никаких предубеждений, кроме сознания себя как личности. Если мужчины не будут закладывать агрессию в сознание своих детей, то в старости не придется смотреть на безумие войн и различного рода противостояний. Возлагая на школу обязанность за воспитание ребенка, следует постоянно следить за тем, чтобы результаты деятельности учебного заведения не расходились с вашими ожиданиями. Мы слишком много доверяем друг другу от того, что сами не знаем ни о чем, кроме своего контекста. Разум делает человека свободным и вместе с тем ответственным как за судьбу свою и своих детей, так и за судьбы всего человечества.


Положиться и Возложиться(видео)

начало в 00:58:18

 


Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика