Сдержанность и Лицемерие
Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелец – плут. Роберт Бернс.Кто может сказать всеИ не показаться при этом Смертельно скучным? Монтескье.Почтительность без уважения –Вот награда за чванство без Заслуг. Себастьян Шамфор.Никого так ловко неОбманываем мы и не обходим Лестью, как самих себя. Шопенгауэр. |
Например, этика изучает нормы поведения в обществе, то есть нравственность. Вот именно изучает, но для кого она это делает? Мы все прекрасно знаем, как нужно вести себя в обществе, имеем представление о нормах поведения, но почему-то не соблюдаем их, или соблюдаем когда нам вздумается. Мораль и нравственность – это слова, на которые каждый человек раздражается, он может закричать «Не учите меня жить?».
Учитель ведет урок, и пока он подавляет детей своей зоркостью, они будут делать вид, что учатся, но стоит ему выйти или отвернуться, дети тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться. Глава государства приезжает в какой-нибудь город, и перед его приездом в городе наведут порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». Так принято и никто этому не удивляется. Мы сами способствуем тому, что человек ведет себя добропорядочно, когда ему это выгодно.
Продавщица, обсчитывая покупателей, скажет, что по невнимательности делает это, если вы заметите, что она обсчитала вас. Она извинится, вернет вам деньги, но будет продолжать это делать все равно. И ни учитель, ни ее начальник, ни сам президент не сделает так, чтобы она не воровала у людей деньги, она все равно будет это делать, а чиновник расточать казну государства, а милиционер брать взятки. Каждый человек на своем месте будет делать все, что ему вздумается, пока общество не заострит на нем внимание, но когда оно посмотрит на него с осуждением, он просит прощения и раскаивается. Но что такое прощение? В чем его смысл?
Прощение – это осмысление своего поступка, как плохого и недостойного и большее его не повторение. Почему мы тогда сразу же после того, как просим прощения, спешим повторить свой грех? Зачем убийца, грабитель или развратник бежит в церковь, чтобы отмолить свой нечистоплотный поступок? Он что, боится бога? Если он боится его, тогда почему встав с колен, продолжает убивать, красть и творить разврат? Мы не задумываемся об этом. Это не наше дело. Каждый несет свой грех и не смеет судить других. Человек слаб, и душа его потемки – вот как мы объясняем недостатки воспитания.
На самом деле причина этому – одна наше непобедимое «Я».
Когда Иисус Христос пришел на землю он просто был нашим учителем. Он видел, что люди живут по звериным законам и предложил им новый путь жить по-людски: не убивать, не красть, не набивать свой живот, любить ближнего. Люди распяли его тогда и почему-то решили, что в него нужно верить или не верить. Абсурд! Христос не просил, чтобы в него верили, он просил его послушать, увидеть, что его законы лучше, чем те, по которым живет человек и жить по ним.
Это мы решили, что, нацепив крест и забежав пару раз лицемерно в храм божий, вы отдаете дань вере. Человек и здесь нашел самый простой выход. Да не боится никто бога уже давно на земле, более того, если бы он возник сейчас перед нами и воспарил, люди бы пристрелили его, чтобы он не летал. Но кого боится человек? Никого. Каждый из нас – это и есть бог, самовлюбленный и самодостаточный, нашу личность не сможет подавить ни государство, ни вера, ни нормы поведения. Мы можем лишь показывать свою порядочность, когда на нас смотрят другие люди, но стоит им отвернуться, каждый эгоист начинает делать то, что считает нужным в первую очередь для себя. Вообще-то так устроен наш мозг. Нужно постоянно держать его на контроле, чтобы мысли не крутились в нем беспорядочно, а были целеустремленны. В этом поможет искусство мышления. Если человеку дать цель в жизни, то есть перенести смысл жизни с эгоистического, на смысл жизни для людей, то мозг будет осмыслять каждое действие, то есть сопоставлять его со смыслом жизни. Тогда чиновник, смысл которого будет сделать жизнь людей лучше, не станет брать взятки, потому, что не будет видеть в них смысла. В это трудно поверить, но мозг действительно так работает. Поэтому, скажем милиционер, человек очень уважаемый, потому, что он имеет смысл для общества. Он оберегает наш покой и покой наших детей, но почему мы не уважаем милиционеров? Потому, что кое-кто, скажем, из них берет взятки, то есть, ворует у людей деньги. Мы не сможем доказать ему, что так делать нельзя, его мозг объяснит все логически: все берут взятки и т.д. Но его поступок не разумен, ведь тогда он теряет смысл как милиционер, ведь его задача не воровать деньги, а ловить воров, поэтому его поступок в обществе личностей был бы абсурден, но в обществе эгоистов он вполне объясняем. Никто и не задумывается, почему он так поступает, мы воспринимаем его деяние как факт и можем лишь подавить его государственной машиной, скажем, посадить в тюрьму.
Тюрьма тоже весьма сомнительное учреждение. Ее смысл исправлять человека и наставлять его на путь истинный, она так и называется исправительное учреждение, но в ней узники не исправляются, а становятся еще хуже, поэтому она тоже теряет свой смысл. Тюрьма должна делать преступника личностью и возвращать в общество человека, который будет искать в нем свой смысл.
Что же такое сдержанность? Приведем ситуацию: Мы заходим к человеку, который нам выгоден, но не очень приятен.
Чтобы не быть лицемером мы посчитаем, что нужно сказать ему все, что мы о нем думаем прямо в глаза. И будем не правы. В этой ситуации нужно проявить сдержанность, то есть сдержать эмоции и говорить только о деле. Сдержанность и контроль мышления повсюду должны сопровождать вас на дороге жизни. Вначале обдумай свой поступок, осмысли его, а уже потом совершай какие-то действия. Сдерживайте свои эмоции, это поможет вам избежать и недостойных поступков и недостойных ситуаций. Вы спросите, что же теперь вообще не обращать ни на кого и ни на что внимания? Нет. В этом случае мы воспитаем в себе равнодушие к окружающим. Личность должна уметь обдумывать любые ситуации, принимать, находить самое целесообразное решение, оказывать самую разумную помощь и выходить из ситуации с наименьшими потерями. Этому способствует в первую очередь умение мыслить.
Посмотрим со стороны на человека и выясним что же такое контекст. Контекст – это ситуация, которая является основным условием для действия. В различных ситуациях стереотипы действия человека различны. Возьмем школьника.
Находясь в контексте со своими родителями, он будет вести себя так, как они позволяют ему делать это. То есть, он будет приспосабливаться к данному контексту. Например, он не будет при родителях нецензурно выражаться, если это не поощряется и не будет делать то, что он позволяет себе, находясь в контексте, скажем, со своими друзьями. Друзья создают условия отличные от домашних. И к ним придется по-другому приспосабливаться. Придется постоянно терпеть на себе подавление и подавлять самому, а также приобретать общий с компанией стереотип и принимать общие увлечения.
В контексте школы условия тоже своеобразные. Там свой кодекс чести и свои правила поведения. А учителя требуют только то, что выгодно им. Они видят лишь то, за что несут ответственность. Главное для них – дать знания, все остальное их интересует только относительно основной задачи. Более того, они могут даже не обращать внимания на то, что их никто не слушает, как и родители могут спокойно относиться к тому, что их ребенок их же не воспринимает. Каждый человек видит и понимает, как он хочет только его собственный контекст. То есть, ребенку приходится постоянно менять маски, и во всех контекстах он не будет полностью самим собой. Он будет лицемером со своими родителями, когда будет уверять их, что не курит и не выражается матом, что не дерется и старается уделять больше внимания учебе. Искренность здесь исключена, ведь родители тоже не видят всего текста. Они не знают, что среди друзей невозможно приспособиться и занимать достойное место, если жить по правилам контекста родителей, то есть не курить, быть вежливым и хорошо учиться. Друзьям тоже придется врать, ведь у них разные стереотипы и условия в их семьях. Одни не имеют возможности хорошо учиться, поэтому не уважают тех, кто имеет успехи в учебе. И к их мнению придется приспособиться, если это выгодно. Другие, наоборот, ценят порядочность и ответственность. Поэтому каждый раз придется находить компромисс с каждым эгоистом индивидуально. Лицемерие – это основной способ приспособиться к многообразию условий. Нет на Земле ни одного человека, который вел бы себя одинаково во всех ситуациях. Разные стереотипы и взгляды на жизнь вынуждают нас не понимать друг друга и всегда осуждать. В каждой семье люди осуждают своих соседей, друзей, коллег по работе, начальников, глав государств, уличая их в подлости и малодушии, жадности и пронырливости, не честности и равнодушии. Но стоит оказаться с ними рядом, как они начинают изображать радушие и свое благосклонное отношение к ним, СДЕРЖИВАЯ порывы высказать свое настоящее мнение о них.
Большинство мужчин и достаточно большое количество женщин изменяют своим супругам. Однако они воздерживаются от того, чтобы рассказать о своих нечистоплотных действиях. Большинство политиков берут взятки и в свою пользу распоряжаются государственной казной. Однако перед глазами своих избирателей приходится контролировать свои слова, чтобы не обронить ни слова о том, что реально творится в контексте государственных деятелей. СДЕРЖАННОСТЬ и ЛИЦЕМЕРИЕ – это сопряженные нравственные понятия. В логике воспринимаются сознанием эгоиста, как одно и то же.
Зигмунд Фрейд высказал идею о культурном лицемерии, объединив, вполне разумное понятие культура, с абсолютно эгоистичным и аморальным понятием ЛИЦЕМЕРИЕ. По теории Фрейда предатель своего народа, согласившийся работать на врага, и, лицемерно глядящий в глаза своим товарищам солдатам, лицемерит им из-за своей культурности. Нет. Это обычное чувство страха, выгода и алчность. Мы здесь полностью не согласны с теорией З.Фрейда, что культурное лицемерие можно вообще рассматривать как понятие. Оно не имеет смысла ни в каком обществе. Только в логике можно было оправдать человека-эгоиста, объяснив его действия таким явлением. Нам нужно просто различать ЛИЦЕМЕРИЕ и СДЕРЖАННОСТЬ. ЛИЦЕМЕРИЕ – это притворство из-за какой-либо корысти. СДЕРЖАННОСТЬ – это терпение и выдержка человека. Если в мотиве вашего поступка лежит корысть и эгоизм, то вам придется проявлять лицемерие, чтобы скрыть настоящие мотивы перед глазами людей. СДЕРЖАННОСТЬ – это всего лишь умение владеть собой. То, что так тяжело делать, если присутствует личная выгода и корысть.
Смысл(Общие понятия) |
Разум(Частные понятия) |
Логика(Единичные понятия) |
Сдержанность |
Терпение, выдержка | Самоконтроль |
Лицемерие |
Притворство, корысть | Самоконтроль |
Научить ребенка владеть собой, сохранять спокойствие и выбирать свободу можно только научив его выходить из контекста. Человек в логике полностью зависим от мнения других людей, особенно когда это выгодно. Когда, например, начинающий политик получает реальную власть, он думает, что не будет алчным и расточительным, как его предшественники, однако, оказавшись в контексте, где все подчиняются законам вседозволенности, он вынужден подчиняться условиям как все.
В понятие СДЕРЖАННОСТЬ включены понятия терпение, потому что терпеть и сдерживаться должен уметь человек-личность, чтобы оставаться всегда верным своей цели и смыслу – служению разуму, а не идти на поводу у потребностей эгоиста. Приведем ситуацию. Представим, что мы обедаем в столовой, и у нас нищий просит поделиться с ним едой. Эгоизм в данной ситуации проснется оттого, что нас поставили в неудобное положение перед другими людьми, а также оттого, что нам придется потратиться на незнакомого человека. К тому же чувство голода, как нервные окончания в желудке и во всех органах вкуса будут посылать в мозг сигналы, и сознание обязательно выдаст самую выгодную для организма мысль о том, что нам не хватит еды и самим. Человек, который идет на поводу у данной мысли, должен понимать, что она является рефлексом мозга на раздражение. То есть ваше сознание зависит от инстинктов организма. СДЕРЖАННОСТЬ – это умение овладеть сознанием всеми инстинктами и умение ими разумно управлять, то есть оставаться личностью в любой ситуации. Зайдем в контекст ситуации, где будет присутствовать эмоциональный конфликт. Ведь эмоции и чувства необходимо также научиться СДЕРЖИВАТЬ. Возьмем молодого человека, который ухаживает за девушкой. Половой инстинкт, желания, которые являются реакцией мозга на рефлексы органов чувств, будут лишать юношу внутренней свободы от условий, которые диктует природа живого существа. Подавить инстинкты и желания волей не возможно. Попробуйте подавить волей чувство голода. Потребность в еде будет усиливаться, пока не охватит все сознание, и вы просто не сможете больше ни о чем думать, кроме еды.
Необходимо научиться контролировать сознанием все чувства и эмоции, конечно, в пределах разумного. Юноша, который не умеет сдерживать своих желаний, будет раздражаться оттого, что девушка требует от него терпения и доказательства истинности его чувства любви к ней. В этой ситуации юноша также может проявить ЛИЦЕМЕРИЕ, то есть изобразить выдержку, продемонстрировать чувство любви и терпеливо дождаться, когда бдительность девушки будет успокоена, а затем, добившись удовлетворения своих желаний, бросить ее и уйти к другой. Таких ситуаций в наше время бывает очень много. СДЕРЖАННОСТЬЮ мы будем считать не изображение понимания другого человека, а осознание того, что другой человек тоже личность. Действительно, разумно будет осознать, что мы должны будем достичь совершенства в отношениях друг с другом, поэтому необходимо уважать друг друга и добиться взаимопонимания, как основу любви, а значит нужно быть СДЕРЖАННЫМ и терпеливым. СДЕРЖАННОСТЬ является также основой достоинства человека. ЛИЦЕМЕРИЕ – это способ защиты эгоистов друг от друга.
LES PAROLES SONT FAITES POUR CACHER NOS PENSEES (фр.) – Слова даются для сокрытия наших мыслей.
Сдержанность и Лицемерие (видео)
начало в 00:31:36
Все пары
- 1. Бдительность – Боязнь
- 2. Бездумие – Беспечность
- 3. Бережливость – Скупость
- 4. Бесстрастие – Безразличие
- 5. Бесстрашие – Безумие
- 6. Благоразумие – Бездушие
- 7. Вера – Фанатизм
- 8. Взаимопонимание – Угодливость
- 9. Внутренняя готовность – Внешнее движение
- 10. Возмущение – Раздражение
- 11. Действительность – Очевидность
- 12. Действия ритмичные – Действия самости
- 13. Дерзание – Безумие
- 14. Дерзание – Наглость
- 15. Достоинство – Высокомерие
- 16. Дружелюбие – Двуличие
- 17. Дух устремления – Душевный порыв
- 18. Забвение – Забывчивость
- 19. Заботливость – Беспокойство
- 20. Доверие и Наивность
- 21. Зов – Зазывание
- 22. Зоркость – Подозрительность
- 23. Индивидуальность – Самость
- 24. Индивидуальность при сознании братства - Братское единое сознание
- 25. Использование без чувств личной собственности – Владение
- 26. Искусство мышления – Оккультная сосредоточенность
- 27. Красота – Роскошь
- 28. Личность – Эгоизм
- 29. Любовь – Страсть
- 30. Любовь к восхождению – Беспокойство сомнения
- 31. Любознательность – Любопытство
- 32. Мудрое собеседование – Болтливость
- 33. Мудрость – Интеллект
- 34. Мужество – Самосохранение
- 35. Мысль для действия – Рефлекс мозга
- 36. Наблюдательность – Суеверие
- 37. Надежда – Иллюзия
- 38. Надзор – Недоверие
- 39. Напряжение – Раздражение
- 40. Напряжение – Утомление
- 41. Настойчивость – Уговаривание
- 42. Находчивость – Изворотливость
- 43. Негодование – Раздражение
- 44. Незлобие – Безволие
- 45. Незнание – Невежество
- 46. Неосуждение – Всепрощение
- 47. Неудовлетворение – Неудовольствие
- 48. Обсуждение – Осуждение
- 49. Овладение – Подавление
- 50. Огненность – Нервное возбуждение
- 51. Осторожность – Страх
- 52. Острота ума – Издевательство
- 53. Патриотизм – Нацизм
- 54. Отпадение – Предательство
- 55. Погружение в спасительное чувство - Привычка
- 56. Положиться – Возложиться
- 57. Понимающий – Соглашающийся
- 58. Потрясение – Страх
- 59. Предательство – Изуверство
- 60. Предупреждение – Угроза
- 61. Приветливость – Лукавство
- 62. Противоположение - (противоречие) - Противоположность
- 63. Радость - Веселье
- 64. Радость бытия – Радость быта
- 65. Раздавание - Расточение
- 66. Разум - Рассудок
- 67. Распознание - Сомнение
- 68. Разумный обмен мнений - Разногласие
- 69. Расширение сознания - Механические познания
- 70. Самоанализ - Самоедство
- 71. Сознание - Осознание
- 72. Самовыдвижение воли – Слабость воли
- 73. Сознание - Стереотип
- 74. Самоотверженность - Корысть
- 75. Самоубеждение -
Самовосхваление - 76. Самоуважение - Гордость
- 77. Самоуверенность -
Самодовольство - 78. Самосовершенствование -
Самоуслаждение - 79. Самоутверждение -
Самомнение - 80. Сдержанность - Лицемерие
- 81. Сердечная энергия - Гипноз
- 82. Сердечные постижения -
Умствования - 83. Сердечные чувствования -
Переживания астрала - 84. Скромность - Смущение
- 85. Смирение - Унижение
- 86. Снисходительность -
Потворство - 87. Снисхождение - Высокомерие
- 88. Собиратель - Собственник
- 89. Согласие – Компромисс
- 90. Сознательный носитель
знаний - Раб достояний - 91. Сопротивление - Защищенность
- 92. Соревнование -
Самоусовершенствование во всём - 93. Сосредоточение - Развлечение
- 94. Сострадание - Жалость
- 95. Сострадание -
Сентиментальность - 96. Понимание чужого горя
- Сочувствие - 97. Спокойствие - Безучастие
- 98. Спокойствие - Равнодушие
- 99. Справедливость - Жестокость
- 100. Стремительное желание –
Поступок отчаянья - 101. Стремление - Желание
- 102. Стремление – Страхование
грехов - 103. Суровость - Грубость
- 104. Творческая мечта –
Рефлекторная мечтательность - 105. Терпение - Бессилие
- 106. Торжественность -
Напыщенность - 107. Тоска - Печаль
- 108. Трудность - Неумение
- 109. Увлекательность -
Заразительность - 110. Угождение себе –
Труд на развитие мира - 111. Указание - Случай
- 112. Упорство - Упрямство
- 113. Уважение - Сочувствие
- 114. Устремление - Суета
- 115. Устремленность -
Нетерпеливость - 116. Утверждение - Навязывание
- 117. Утонченность –
Мнительность изнеженность - 118. Целесообразность –
Расчетливость - 119. Чередование ритма –
Угасание огней - 120. Чувство знания –
Предубеждения - 121. Явления - Обвинения
- 122. Цивилизованность - Дикость
- 123. Неизбежность плана -
Подвижность плана - 124. Сознательный выбор -
Предоставленная возможность - 125. Нравственность - Мораль
- 126. Действительность -
Воображение - 127. Лёгкость - Легкомыслие
- 128. Искренность - Притворство
- 129. Изменение - Искажение
- 130. Договор - Результат
всеобщей деятельности - 131. Привязанность - Ревность
- 132. Выбор разумного -
Естественный отбор - 133. Надзор - Слежка
- 134. Объективные суждения -
Субъективные суждения - 135. Разумный обмен мнениями
- Разногласие - 136. Инстинкт - Рефлекс
- 137. Унижение достоинства -
Ущемление эгоизма - 138. Руководство - Опека
- 139. Овладение - Изживание
- 140. Красота - Привлекательность
- 141. Простота - Простоватость
- 142. Доверие - Наивность
- 143. Воля - Своеволие
- 144. Мудрость далёких миров
- Земная мудрость - 145. Особый приём работы -
Противоречивость - 146. Мышление - Осмысление
- 147. Личное воздействие -
Стечение обстоятельств - 148. Истина - Правда
- 149. Абсолютная свобода -
Полная вседозволенность - 150. Творчество - Извращение
- 151. Удобство - Излишество